fbpx
.

164275495 879880379241109 3805778285536798318 n18–19 марта 2021 г. в Российской государственной детской библиотеке прошла II Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» в гибридном формате при поддержке Российской библиотечной ассоциации (Секция детских библиотек и Секция по чтению). Организаторы – Российская государственная детская библиотека и Российская национальная библиотека. К работе лаборатории присоединились более 1000 специалистов из 71 региона, количество просмотров составило более 4 000.

Трансляции первого и второго дня II Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики»

В течение двух дней в рамках Научно-практической лаборатории прошли обсуждения современных подходов к исследованию российского читателя, актуальных проблем в сфере изучения чтения, результатов всероссийских и региональных исследований читательских практик различных групп пользователей библиотек, дискуссии о возможностях применения новых информационных технологий в сфере изучения чтения, в том числе в библиотеках.

MAОткрыла работу Лаборатории Мария Александровна Веденяпина, директор РГДБ, заслуженный работник культуры РФ, Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, подчеркнувшая важность исследовательской работы в библиотеках. Мария Александровна выразила надежду на продолжение совместной работы РНБ и РГДБ по созданию базы «Чтение и библиотечная аудитория: социологические и библиотековедческие исследования» и подчеркнула необходимость проведения всероссийского комплексного исследования по проблемам детского чтения, поскольку последнее исследование такого плана было проведено в 2013 году. Особо Мария Александровна уверена, что нужно действовать согласовано в деле изучения, приобщения и продвижения чтения всем специалистам, работающим в данной сфере.

Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности РГДБ, кандидат педагогических наук, отметила, что Научно-практическая лаборатория проходит уже во второй раз и несмотря на сложности прошлого года – даты проведения Лаборатории пришлись на начало пандемии – тем не менее, работу удалось организовать в дистанционном формате и все участники получили материалы. Нынешняя Лаборатория проходит в гибридном формате, что позволит отхватить наибольшее количество участников из разных регионов нашей страны.

AfanasievНа открытии выступил Михаил Дмитриевич Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, президент Российской библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, представивший свои размышления категории времени в культурной сфере и его влиянии на детское чтение. В своем выступлении Михаил Дмитриевич упомянул такое понятие как «временные петли» и остановился на отличиях в восприятии чтения родителями и детьми, представителями разных поколений.

DyatlovskayaО результатах пилотного исследования, реализованного в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельных библиотек, рассказали директор департамента модельных библиотек Российской государственной библиотеки Анастасия Юрьевна Дятловская и эксперт Лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» Юлия Александровна Черненко.

20210318 19 2В 2020 г. на базе РГДБ была открыта кафедра детской литературы и методики продвижения чтения Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. В мероприятии приняли участие сотрудники и студенты новой кафедры. На пленарном заседании ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, кандидат филологических наук Мария Юрьевна Лебедева представила первые итоги исследования, посвященного цифровому чтению российских школьников и обозначила перспективы будущих этапов исследования, включающие использование технологий айтрекинга (отслеживания движения глаз). Площадкой для проведения этого этапа изучения цифрового чтения выступит РГДБ.

20210318 19 24Уникальным опытом проведения комплексного исследования актуальной и потенциальной аудитории детских библиотек г. Москвы поделились директора двух главных библиотек столицы: генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова Мария Александровна Привалова и директор Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара» Надежда Дмитриевна Эрихман. 

Завершилось пленарное заседание первого дня выступлением главного научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, лауреата премии Правительства РФ в области культуры имени А. В. Луначарского, кандидата педагогических наук Веры Петровны Чудиновой о современных трендах изучения детского и семейного чтения в зарубежных странах (США, Великобритания, Сингапур).

20210318 19 6 1В рамках презентации изданий по изучению чтения Мелентьева Юлия Петровна – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом изучения чтения ФГБУ НИЦ РАН, заместитель Председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, заслуженный работник культуры РФ впервые представила рукопись «Чтение. Энциклопедический словарь», содержащего более 470 дефиниций. Над книгой работали специалисты из различных областей знаний – ученые, библиотековеды, книговеды, педагоги-психологи, нейрофизиологи, философы, лингвисты и др.

20210318 19 13 1Вера Петровна Чудинова представила свою книгу «Поддержка детского и семейного чтения за рубежом: исследования, подходы, проекты, практики», содержащую сравнительные международные исследования изучение чтения и грамотности детей и взрослых; подходы к организации политики поддержки чтения в разных странах; глобальные исследования чтения детей и семей (маркетинговые и социологические).

Заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат социологических наук, доцент Елена Андреевна Колосова презентовала «Методические рекомендации по проведению исследований по детскому чтению в библиотеке», которые были подготовлены на основе серии методических пособий для библиотекарей (2013 г.), для специалистов библиотек, которые проводят или планируют проводить собственные исследования изучения детского чтения.

В рамках презентации электронной базы «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования» были рассмотрены основные требования для размещения материалов исследований, а также был анонсирован Второй всероссийский конкурс для библиотек «Изучаем чтение», который будет официально запущен в мае на Всероссийском конгрессе РБА в Петрозаводске.

20210318 19 7 1

Первый день работы лаборатории завершил семинар-практикум «Антропологический подход к изучению книжного наследия семей», который провели Светлана Геннадьевна Маслинская, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, заведующий сектором исследования детского чтения ЛОДБ, кандидат филологических наук (г. Санкт-Петербург) и специалисты библиотек Ленинградской области. Была представлена методика проведения антропологического исследования и результаты очередного этапа данного исследования с учетом специфики территорий.

20210318 19 8

20210318 19 12Второй день работы лаборатории открылся докладом Веры Викторовны Ялышевой, заведующего Центром чтения Российской национальной библиотеки, председателя секции по чтению Российской библиотечной ассоциации, кандидата педагогических наук, о том, как изучение читателей и чтения представлено в ежегодных отчетах региональных библиотек.

Научный сотрудник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), кандидат социологических наук (г. Якутск) Аиза Борисовна Неустроева, представила результаты мониторингового исследования детского чтения в Республике Саха (Якутия), проведенное в 2013 и 2020 гг. Был представлен анализ читательского поведения современных детей, читательские интересы, качество и спектр мотивации чтения детей, воздействия новых информационных технологий на процесс чтения (аудиокниги, электронные книги, чтение в Интернете), обозначены основные проблем детского чтения в республике Саха, а также предложены практические рекомендации п изменению сложившейся ситуации.

Социологи РГДБ (Елена Андреевна Колосова и Александра Юрьевна Губанова) представили данные масштабного всероссийского исследования о чтении детей и подростков на тему Великой Отечественной войны. Были обозначены особенности сбора информации, а также наиболее интересные результаты, в том числе в отношении читателей-библиотек.

20210318 19 21

20210318 19 15О роли фантастики в чтении современных подростков рассуждала в своем докладе научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат психологических наук, доцент Александра Викторовна Березина. На материалах пилотного исследования были озвучены основные мотивы выбора подростками фантастической литературы, а также озвучены самые популярные подростковые книги в стиле фэнтези.

20210318 19 16Профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, Юлия Владимировна Щербинина представила доклад о читающих детях в русской и европейской живописи, представила свою книгу «Видимая невидимая живопись. Книги на картинах» и презентовала просветительский инстаграм-проект «FATA LIBRIS. СУДЬБА КНИГ» о книжной культуре в изобразительном искусстве.

20210318 19 17 1Маргарита Михайловна Самохина, ведущий специалист сектора социологических исследований Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат социологических наук, сформулировала четыре тезиса о чтении сегодня: чтение ≠ чтение книг; чтение изменилось и продолжает меняться; нередко чтение перестаёт быть отдельным, самостоятельным занятием; чтение заменимо.

В рамках круглого стола «Онлайн-методы исследований: возможности и ограничения применения в библиотеках» специалисты из библиотек и ведущих университетов страны поделились своим опытом проведения исследований с использованием новых информационных технологий, обсудили сложности внедрения в свою практику онлайн-методов, а также преимущества и ограничения проведения исследований в условиях библиотек, в том числе обслуживающих детей.

Завершением второго дня работы Научно-практической лаборатории стали две секции: «Библиотека и книги в жизни современных детей и юношества» – посвященная практическому опыту работы как с подрастающим поколением, так и с взрослыми посетителями библиотек, и «Изучение чтения и библиотечной аудитории», в рамках которой коллегами-исследователями из регионов были представлены результаты локальных и региональных исследований.

Надеемся, что Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» станет постоянной площадкой по обмену опытом для специалистов библиотек и других исследовательских организаций, а ее материалы будут востребованы среди ученых, педагогов, социологов, студентов гуманитарных вузов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории.

20210318 19 25