fbpx
.

30-31 марта 2023 года в четвертый раз на площадке РГДБ прошла Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» в гибридном формате (очном и дистанционном), организаторами которой выступили Российская государственная детская библиотека, Российская национальная библиотека при поддержке Российской библиотечной ассоциации (Секция детских библиотек и Секция по чтению). В этом году в лаборатории приняли участие более 700 специалистов из 70 регионов РФ, включая Луганскую Народную Республику, Донецкую Народную Республику, а также из Латвии и Республики Казахстан. Количество просмотров мероприятий лаборатории составило более 2,5 тыс. 

В течение двух дней в рамках Научно-практической лаборатории прошли обсуждения результатов социологических, психологических, библиотековедческих и педагогических исследований, посвященных, чтению детей, родителей и подростков, чтению книг в особых форматах, чтению в условиях бедности отношению к чтению работников системы образования и много другое.

С приветствием к участникам Лаборатории обратился президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Дмитриевич Афанасьев, который отметил, что развитие библиотечного дела невозможно без изучения читателя, без изучения отношения читателя к библиотеке. Михаил Дмитриевич высоко оценил работу двух федеральных библиотек по изучению чтения и читателей (РГДБ и РНБ), которые продолжают традиции, заложенные в РГБ в середине XX века.

photo 2023 04 03 17 08 58

Сегодня есть острая потребность в изучении читателей, поскольку появились новые вызовы и новые проблемы. Заметно изменилась сама аудитория библиотек. Произошла атомизация общества. Нужно говорить о микрогруппах, субкультурах, существующих в нашем обществе (внутри детского сообщества, молодежи), ищущих свои ценности, ориентации и поведение

Со вступительным словом к участникам лаборатории обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности, в котором она подчеркнула долгосрочность сотрудничества РГДБ и РНБ на ниве исследовательской работы в библиотеках РФ. Специалисты РГДБ с 2014 г. совместно с Центром чтения РНБ реализует масштабный проект электронной базы «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования». Кроме того, были организованы Всероссийские конкурсы для библиотек «Изучаем чтение» в 2017 и 2021-2022 г.

photo 2023 04 03 17 11 32

Одной из трудовых функций, вошедшей в профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (вступивший в силу 1 марта 2023г.) является «Библиотечная исследовательская работа», которая была с определенным трудом включена в документ, что подчеркивает значимость этой важной составляющей работы библиотечных специалистов.

Пленарные доклады открыло выступление Юлии Петровны Мелентьевой, академика РАО, заведующей отделом изучения чтения ФГБУ науки НИЦ «Наука» Российской академии наук, заместителя Председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктора педагогических наук, профессора, о представлениях о чтении как ценности, которые трансформировались за последние несколько столетий. Особое внимание Юлия Петровна уделила феномену «русского чтения» как части национальной культуры.

 Мелентьева

Говоря о русском чтении имеются ввиду особенности чтения на русском языке, определяемы условиями жизни, бытом, государственной, образовательной, издательской и библиотечной политикой, а также актуальными для страны проблемами, отраженными в текстах различных видов и жанров.

Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат педагогических наук рассмотрела понятие «образовательная бедность», которые было введено в научный оборот с конца XX века. Речь идет о социально-экономических условиях, в которых невозможно полноценно обеспечить качественное образование.

изображение 2023 04 04 120444991

Особое внимание ученых приковано к понятию «образовательная бедность» в последние годы в связи с угрозой усиления образовательного неравенства, вызванной последствиями Covid-2019. Кроме того, существует проблема законодательства, в котором отсутствуют положения, закрепляющие право детей на чтение, поскольку дети заслуживают доступ к образованию, возможностям и ресурсам, необходимым для чтения.

Богданова Елена Святославовна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, профессор РГУ имени С. А. Есенина познакомила аудиторию Лаборатории с исследованием семейного чтения, в котором приняли участие 730 респондентов, проведенном Институтом воспитания в сентябре 2022 года.

изображение 2023 04 04 120925456

Во многих семьях ребенок не очень активно вовлекается в процесс семейного чтения и у него может отсутствовать книжное окружение. Эта тенденция определяется высоким темпом жизни, когда родителям хочется уделить внимание карьере или общению в социальных сетях. Многозадачность родителей не способствует тому, чтобы они организовывали семейный досуг в плане поддержке семейных традиций.

О мотивах нечтения в семье подробно рассказала Кавеева Аделя Динаровна, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ на материалах Всероссийского опроса россиян, проведенного в июле 2022 г. Опрошены 1000 родителей детей в возрасте от 1 года до 6 лет: 820 мам и 180 пап. Опрос охватил все регионы РФ.

изображение 2023 04 04 121105656

Треть родителей (34%) читают детям книги, но достаточно редко – один раз в неделю или реже. Среди этой категории преобладают молодые россияне возрастом до 24 лет (15%). Исследование показало, что они предпочитают развлекать детей новыми медиа и не придают большой роли чтению. Родители, которые признаются в нехватке времени и сил, почти всегда одновременно с этим говорят, что не любят читать детям.

Заместитель заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат психологических наук, доцент Александра Викторовна Березина рассмотрела характеристики ценностных ориентаций читающих и не читающих подростков на материалах всероссийского опроса.

изображение 2023 04 04 122920966 

У не читающих подростков, по сравнению с читающими, более выражены такие ценности как материально обеспеченная жизнь, развлечения, интересная работа, самостоятельность, независимость суждений. Для читающих подростков характерны воспитанность, хорошие манеры, образованность, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, честность. А для не читающих – независимость, смелость в отстаивании своих взглядов, твердая воля, умение настоять на своем.

В докладе Ольги Николаевны Мяэотс, главного библиографа Центра детской книги и детских программ Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино, который зачитала Мария Борисовна Пономаренко, руководитель Центра детской книги и детских программ, было рассмотрено понятие визуальной грамотности как актуальной читательской компетенции.

изображение 2023 04 04 121350897изображение 2023 04 04 121824781

Визуальная грамотность – это способность воспринимать, анализировать, интерпретировать и транслировать визуальные образы. Для образования: умение читать учебную и познавательную литературу. Для досуга: умение читать книги – ради получения знаний и развития эмоционального восприятия.

Продолжение пленарного заседания включало презентацию книги Веры Петровны Чудиной «Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики», которая вышла в 2022 году в серии "В помощь педагогу-библиотекарю", приложение к журналу "Школьная библиотека".

Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения РНБ, председатель секции по чтению Российской библиотечной ассоциации представила современные приоритеты в чтении возросных посетителей и сотрудников библиотек . Были рассмотрены списки самых читаемых авторов и их корреляции с самыми продаваемыми и рекалмируемыми изданиями. 

photo 2023 04 03 17 10 01

Об особенностях изучения публичного пространства библиотек в своем докладе подробно говорила Галина Валентиновна Гильдебрант, руководитель отдела автоматизации Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова, кандидат социологических наук. Были представлены кейсы по изучению пространства библиотеки студентами Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова с помощью технологии GoPro.

Евгения Андреевна Зюзина, учитель–логопед Гимназии имени Подольских курсантов, член Исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, представила результаты всероссийского исследования воспитателей дошкольных образовательных организаций о роли книжной культуры и детских библиотек в деятельности по приобщению детей к культурному наследию народов России.

Елена Сергеевна Квашнина, методист, учитель русского языка и литературы Открытой школы г. Екатеринбурга представила свою книгу «Краткий курс о детской книге, или зачем нам книга с дыркой» и показала возможности молчаливых книг в работе с аудиторией.

photo 2023 04 03 17 11 28 Зюзина изображение 2023 04 04 125930536

Первый день Лаборатории завершился круглым столом «Организация конкурсов как форма содействия развитию научно-исследовательской работы библиотек», на котором были представлены проекты участников и победителей конкурса библиотечных исследований «Метод каталожного ящика», организованного Центральной городской публичной библиотекой имени В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург. Об идее конкурса рассказала Анна Александровна Снеткова, заведующая сектором Управления научно-организационной работы и сетевого взаимдействия ЦГПБ им. В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург. Выступили  Яна Борисовна Бредихина, заведующий Информационно-библиографическим отделом Центральной районной библиотеки имени Д. Н. Мамина-Сибиряка Территориальной централизованной библиотечной системы Пушкинского района, г. Пушкин; Светлана Алексеевна Горчакова ведущий методист Централизованной библиотечной системы Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург; София Борисовна Гуменюк, ведущий библиотекарь Библиотеки «Семеновской» Межрайонной централизованной библиотечной системы имени М. Ю. Лермонтова, г. Санкт-Петербург. В своих выступлениях докладчики показали разнообразие исследовательских подходов от анализа электронных баз данных до проведения конкурса рецензий с целью изучения предпочтений разных читательских групп.

 Гуменюк

Второй день Лаборатории открыла лекция Юлии Владимировны Щербининой «Форматы «нечтения»: творческие эксперименты с книгой. История и современность», в ходе которой лектор показала различные артефакты, созданные из книг (от посуды до продуктов питания, от объемных картин до полноценных инсталляций), а также представила свою новую книгу «Книга как иллюзия: тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», только что вышедшую в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Щербинина

Продолжил работу Лаборатории семинар «База «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования»: ориентир на профессиональный стандарт», в рамках которого эксперты обсудили новую трудовую функцию «Библиотечная исследовательская работа», утвержденная в новом профстандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», возможности для обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников библиотек, ведущих научно-исследовательскую работу, а также представили возможности электронной базы, созданной РНБ и РГДБ в 2014 г., аккумулирующей исследования библиотек России и транслирующей этот опыт на библиотеки всех уровней и типов.

Профстандарт Проф 2 Проф 3

Завершением второго дня работы Научно-практической лаборатории стали три секции: «Изучение книги, чтения и библиотек», посвященная обсуждения различных теоретических и эмпирических подходов к изучению читателя, «Чтение подростков и молодежи: изучение и практики приобщения», в рамках которой исследователи обсудили востребованность книг различных видов и жанров среди подростков и юношества, а также «Продвижение книги и чтения в библиотеке, семье и школе», осветившей практическую работу по приобщению к чтению детей в условиях различных социальных институтов. Доклады представили специалисты из Якутска, Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Уфы, Челябинска, Саратова, Вологды, Екатеринбурга, Иванова, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Магнитогорска (Челябинской обл.), Череповца (Вологодской обл.), г. Отрадное (Ленинградской обл.).

Секция 2 Секция 3 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» показала свою востребованность и в очередной раз выступила успешной площадкой по обмену опытом и материалами специалистов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории.

 

Сертификат участника

Материалы докладчиков