.

20190529 229 мая 2019 г. в Российской государственной детской библиотеке прошёл X Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей: «Роль чтения в развитии личности ребенка».

В этом году в круглом столе принимали участие студенты, магистранты и молодые специалисты из Москвы и Подмосковья, а также видеозаписи своих выступлений прислали обучающиеся дистанционно слушатели курсов переподготовки Учебного центра РГДБ.

Для обсуждения организаторами были предложены следующие темы:

  • Теоретические аспекты изучения детского чтения и детской литературы.
  • Влияние чтения на психическое развитие дошкольника, младшего школьника, подростка.
  • Чтение и театрализация: грани пересечения.
  • Инновационные формы приобщения детей и подростков к чтению.
  • Чтение как социальная практика работы с детьми группы риска.
  • Использование ресурсов сети Интернет для приобщения детей к чтению (сайты, порталы, социальные сети, блоги и др.).

В обсуждении проблем приобщения к чтению детей и подростков участвовали студенты, магистранты и аспиранты гуманитарных специальностей, молодые специалисты – библиотекари, педагоги, филологи, логопеды, дефектологи, социологи и психологи – из московских вузов: Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Высшей школы печати и медиаиндустрии, Московского института психоанализа, Московского городского психолого-педагогического университета, а также представители учреждений образования и культуры – детских садов, школ, детских библиотек.

Молодые специалисты поделились своими идеями, наработками программ литературных занятий с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе круглого стола были сделаны следующие сообщения:

  1. Влияние чтения на психическое развитие дошкольника

Асаева Екатерина Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории Дошкольного отделения «Семицветик» ГБОУ Школы № 402 им. Алии Молдагуловой. (г. Москва)

  1. Взаимосвязь чтения родителями художественной литературы детям дошкольного возраста и их эмоционального развития

Мироненко Кристина Святославовна, бакалавр кафедры психологического консультирования и немедицинской психотерапии факультета психологии Московского института психоанализа. (г. Москва)

  1. Знакомство с малыми формами фольклора: понимание смысла пословиц и поговорок детьми старшего дошкольного возраста

Кашко Анна Алексеевна, бакалавр 3 курса факультета начального образования Московского педагогического государственного университета. (г. Москва)

Фёдорова Алина Сергеевна, бакалавр 3 курса факультета начального образования Московского педагогического государственного университета. (г. Москва)

  1. Чтение книг в системе Монтессори

Дякина Маргарита Николаевна, Монтессори-педагог в Монтессори-центре "Исток", магистрант 1 курса кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. (г. Москва)

  1. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению с использованием приемов мнемотехники

Кухарева Ольга Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории Дошкольного отделения «Семицветик» ГБОУ Школы № 402 им. Алии Молдагуловой. (г. Москва)

Акафьева Лидия Евгеньевна, педагог-психолог первой квалификационной категории Дошкольного отделения «Семицветик» ГБОУ Школы № 402 им. Алии Молдагуловой. (г. Москва)

  1. Чтение и театрализация: грани пересечения

Климова Ольга Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории Дошкольного отделения «Семицветик» ГБОУ Школы № 402 им. Алии Молдагуловой. (г. Москва)

Иванова Галина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории Дошкольного отделения «Семицветик» ГБОУ Школы № 402 им. Алии Молдагуловой. (г. Москва)

  1. Сказочный мир литературы в театрализации для детей

Хромова Анастасия Валерьевна, бакалавр 3 курса факультета начального образования Московского педагогического государственного университета. (г. Москва)

  1. Особенности восприятия книжной иллюстрации детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Герасимова Марина Александровна, библиотекарь Централизованной системы детских библиотек г. Новороссийска, слушатель курсов переподготовки Российской государственной детской библиотеки. (г. Новороссийск)

  1. Формирование интереса к чтению неговорящих детей с тяжёлыми двигательными нарушениями

Лаврентьева Наталья Владимировна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 717, магистрант 2 курса факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. (г. Москва)

Пшеничникова Виктория Сергеевна, учитель-дефектолог ГБОУ Школа 717. (г. Москва)

  1. Составление словарей – инновационная форма приобщения подростков к чтению

Симахина Лидия Вячеславовна, аспирант 3 курса Департамента методики обучения института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. (г. Москва)

  1. Детская библиотека на рынке дополнительных образовательных услуг: социологический анализ

Минзартдинова Валерия Робертовна, бакалавр 4 курса социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета. (г. Москва)

  1. Практики продвижения книжных интернет-магазинов на рынке детско-подростковой и молодежной литературы

Букина Мария Александровна, бакалавр 4 курса социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета. (г. Москва)

  1. Психологические характеристики образов литературных персонажей в представлениях современных подростков

Мокринская Яна Викторовна, слушатель курсов переподготовки Российской государственной детской библиотеки. (г. Москва)

  1. Восприятие комикса: от "весёлых картинок" к вдумчивому чтению?

Пляцек Нина Александровна, аспирант кафедры издательского дела и книговедения Высшей школы печати и медиаиндустрии. (г. Москва)

Большой интерес у участников Круглого стола вызвал доклад о развитии интереса к чтению у неговорящих детей, имеющих двигательные нарушения. Докладчики пояснили, что разрабатываемая ими методика позволяет не только вызвать интерес к книгам и чтению у таких детей, но и помочь им в социализации и развитии собственного «я» ребенка.

В организации и проведении Круглого стола приняли участие сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки: кандидат психологических наук А.В. Березина, кандидаты социологических наук Е.А. Колосова и А.Ю. Губанова, психологи Н.Г. Малахова, С.С. Кукушкина,  Е.А. Армадерова.

Подводя итоги Круглого стола, многие выступающие говорили о намерении продолжать исследования, благодарили коллег за вопросы и предложения о перспективах продолжения исследований и проектов.

По результатам проведения круглого стола в 2019 году планируется издание сборника статей.

Запись трансляции можно посмотреть на сайте РГДБ на странице отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения:

Фотогалерея

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.