19–20 марта 2020 г. в Российской государственной детской библиотеке прошла Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» в дистанционном формате.
Организаторы мероприятия – Российская государственная детская библиотека, Российская национальная библиотека, Российская библиотечная ассоциация (Секция детских библиотек, Секция по чтению).
Пленарное заседание открыла заместитель директора по науке и издательской деятельности, кандидат педагогических наук Ольга Петровна Мезенцева. В своем выступлении Ольга Петровна отметила, что социологические и психолого-педагогические исследования являются на сегодняшний день незаменимым источником информации о культурных, образовательных, информационных потребностях всего общества. В настоящее время по результатам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку (05.11.2019 г.) Правительству РФ поручено принять меры по утверждению, финансированию и реализации Программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ. Соответствующий доклад должен быть подготовлен к 15 апреля 2020 г.
«Одобрение Программы означает, что проблема детского чтения осознана на государственном уровне. Внимание к чтению ребенка на всех этапах его взросления даст нам возможность воспитать людей культурных, настоящих граждан своей страны».
Катерина Николаевна Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор, отметила, что очень симптоматично, что обсуждение проблем чтения в рамках данного мероприятия начинается с семьи, поскольку первую книжку ребенку читает мама,папа, бабушка. Катерина Николаевна подчеркнула, что в новой социальной реальностисовременные родители представляют собой очень разнородную группу, которая сильно зависитот медиа. Эта группа довольно тревожная и неуверенная в безопасности собственных детей.
При этом «современные родители имеют ресурсы, им есть, что вкладывать. Это образованная группа с новыми приоритетами, подверженная моде, поэтому чтение должно стать модным, и к этому нужно прилагать усилия».
Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук, представила результаты формирования читательской грамотности российских школьников по материалам последних международных исследований PISA и PIRLS. Согласно результатам PIRLS, Россия занимает первое место в рейтинге стран-участниц исследования. В 2016 году значительно выросло число российских четвероклассников, которые очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия: с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году. Вместе с тем, число российских детей, которые не любят читать уменьшилось на 3% с 2011 года.
«Важным итогом проводящейся работы в школах, направленной, в том числе, на повышение интереса мальчиков к чтению стало то, что, несмотря на лидерство девочек и в 2016 году, российские мальчики улучшили свои результаты значительнее, чем девочки: в 2016 году девочки улучшили результат на 10 баллов, а мальчики 15 баллов».
Согласно данным исследования PISA-2018, российские 15-летние учащихся занимают 31 место (в 2015 - 26). 32% учащихся читают художественную литературу по собственному желанию несколько раз в месяц, еще пятая часть читает примерно раз в месяц, несколько раз в неделю читает почти четверть школьников (23%). Миллениалы чаще, чем старшие поколения, говорят, что библиотеки помогают им искать достоверную информацию, учиться новому и принимать обоснованные решения. В планируемом исследовании PIRLS-2021 основные изменения связаны с переходом на цифровой формат.
Кирилл Сергеевич Родин, директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения отметил, что доля читающих книги остается стабильной и составляет более половины всех опрошенных – 53%, среди них более активными читателями являются женщины (59% против 46% мужчин). Если говорить о возрастной группе, то молодежь читает активнее людей старшего возраста: 83% читателей – молодые люди в возрасте 18-24 лет. Кроме того, Кирилл Сергеевич отметил, что отношение россиян к книге, как лучшему подарку, остается стабильным – об этом заявили 73% опрошенных, чаще всего респонденты заявляли о том, что подарили бы книги своим детям (51%).
Юлия Петровна Мелентьева, заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, отметила, что
«началом цифровой революции считают 2002 г., когда объем хранимых в мире цифровыхданных впервые превысил совокупный объем аналоговых. В этот период и возникло такое явление, которое мы называем цифровым чтение».
Существует необходимость изучения всех видов цифрового чтения (от чтения гипертекстов до чтения СМС-сообщений). По мнению, Юлии Петровны, помимо социологов и психологов важно учитывать мнения физиологов, которые должны включить цифровое чтение в сферу своих научных интересов.
В онлайн режиме к Пленарному заседанию подключились и представили свои практико-ориентированные доклады Нина Анатольевна Селиверстова, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук, которая представила интересную методику изучения чтения на материалах популярной книги Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»; Наталья Владимировна Самутина, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева, кандидат культурологии, доцент, которая рассказала о востребованном сегодня в молодежной среде жанре - японских комиксах манга.
С 2014 года специалисты Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки реализуют совместный проект по созданию базы данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», в которой собираются материалы исследований библиотек различных видов и типов. На семинаре для участников были озвучены методики работы с базой, представлены основные требования для размещения материалов исследований в базе данных и наиболее распространенные ошибки в заполнении анкет. Семинар провели Вера Викторовна Ялышева, заведующий Центром чтения РНБ, председатель секции по чтению РБА, кандидат педагогических наук, Анна Сергеевна Степанова, ведущий методист Центра чтения РНБ и специалисты отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Елена Андреевна Колосова, заведующий отделом, Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник, Александра Юрьевна Губанова, научный сотрудник.
В завершении состоялся мастер-класс «Новые технологии на службе библиотечного исследователя», на котором были освещены современные методы социологических исследований, преимущества и ограничения применения онлайн-опросов в библиотечной работе при изучении детей и подростков. Секционные заседания Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» продолжают работу в заочном формате.
Материалы размещены в разделе Научно-практической лаборатории на сайте отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, организована возможность комментирования для участников Лаборатории. Материалы участников принимаются до 1 апреля 2020 г.