fbpx
.

Колосова Березина

27 мая 2022 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялся XIII Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».

В круглом столе приняли участие студенты Московских ВУЗов (Московского государственного института культуры, Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского института психоанализа) и молодые исследователи и практики (библиотекари, педагоги, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи).

Гибридный формат позволил принять участие в работе круглого стола студентам и специалистам из разных городов и регионов России: Санкт-Петербурга, Мурома, Тольятти, Благовещенска, Орла, Краснотурьинска, Самары, Рыбинска, Новоалтайска, Ангарска, Калуги, Астрахани, Краснодара, Барнаула и др.

 В этом году были представлены доклады, посвященные работе с дошкольниками:

Оригинальные книги в работе с детьми дошкольного возраста (Еремина Наталья Антоновна, студентка 5 курса бакалавриата Московского педагогического государственного университета, г. Москва)

Детское словотворчество (Асаева Екатерина Сергеевна, воспитатель дошкольного отделения "Семицветик" ГБОУ Школа №1512, г. Москва)

Роль чтения в развитии речи дошкольников с нарушениями речи (Кухарева Ольга Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1512, г. Москва)

Научите ребенка полюбить книгу (Белякова Наталья Васильевна, старший воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1861 "Загорье", г. Москва)

Также освещались вопросы семейного чтения в докладах:

Взаимосвязь чтения художественной литературы родителями дошкольников детям и эмоционального развития детей (Карпов Константин Константинович, студент 4 курса бакалавриата Московского института психоанализа, г. Москва)

Исследование мнения родителей о современной детской литературе (Соловьева Екатерина Андреевна, магистрант 2 курса Московского городского педагогического университета, г. Москва)

Практика семейного чтения: что и как читать? (Кулакова Анна Викторовна, организатор и ведущий Книжного Клуба Кулаковой Анны, г. Москва)

О проблематике чтения младшего школьника говорилось в выступлениях:

Чтение в представлении детей младшего школьного возраста 9-11 лет (Коняшкина Анна София Владимировна, младший научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, г. Москва)

Использование литературного материала для формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста (Алоева Юлияна Олиевна, педагог дополнительного образования Школы № 17, г. Москва)

В докладах молодых филологов проводился анализ классических и современных произведений для детей и подростков:

Трансформация жанра «разговор» в детских стихах М. Хераскова (Страшинский Александр Сергеевич, студент 4 курса бакалавриата Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва).

Мир фэнтези Рика Риордана (Быканова Элеонора Михайловна, студентка 3 курса бакалавриата Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва)

В ходе обсуждения представленных докладов возникла острая дискуссии о том, как читать художественные произведения детям: можно ли прерывать чтение для того, чтобы объяснить непонятные слова, или такой формат чтения нарушает общее впечатление ребенка от читаемого, не дает возможности создать целостный образ? С другой стороны, возможно ли понимание ребенком смысла всего произведения, если он не понимает отдельные слова и выражения?

Также обсуждался вопрос о том, что важнее для формирования читателя – количество предлагаемых к прочтению книг или их качество?

При этом участники круглого стола были едины в понимании того, что для эффективного приобщения детей к чтению важно поддерживать инициативу ребенка с самого раннего возраста, быть внимательным к его потребностям, а не навязывать ему траекторию читательского развития.

Как обычно, участники Круглого стола отметили важность продолжения встреч, дающих возможность представить результаты своих исследований, получить опыт их обсуждения и найти единомышленников в вопросах изучения детского и подросткового чтения, исследования практик и возможностей приобщения к чтению подрастающего поколения.

Видеозапись круглого стола можно посмотреть на youtube канале РГДБ:
https://www.youtube.com/watch?v=_BJnkwUh0yA

По итогам проведения круглого стола планируется издание электронного сборника статей, который будет размещен на сайте РГДБ и на электронном ресурсе elibrary.ru
Сборник статей, написанных участниками XI и XII круглых столов «Роль чтения в развитии личности ребенка», прошедших в 2020 и 2021 гг. в Российской государственной детской библиотеке можно посмотреть здесь:
https://en.calameo.com/read/00128010885eca4a9c797

Презентации докладчиков:

Круглый стол Белякова

Научите ребенка полюбить книгу (Белякова Наталья Васильевна, старший воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1861 "Загорье", г. Москва)

Круглый стол Карпов

Взаимосвязь чтения художественной литературы родителями дошкольников детям и эмоционального развития детей (Карпов Константин Константинович, студент 4 курса бакалавриата Московского института психоанализа, г. Москва)

Круглый стол Коняшкина

Чтение в представлении детей младшего школьного возраста 9-11 лет (Коняшкина Анна София Владимировна, младший научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, г. Москва)

Круглый стол Кулакова

Практика семейного чтения: что и как читать? (Кулакова Анна Викторовна, организатор и ведущий Книжного Клуба Кулаковой Анны, г. Москва)

Круглый стол Кухарева

Кухарева Ольга Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1512, г. Москва

Круглый стол АсаеваАсаева Екатерина Сергеевна, воспитатель дошкольного отделения "Семицветик" ГБОУ Школа №1512, г. Москва

Круглый стол Еремина

Еремина Наталья Антоновна, студентка 5 курса бакалавриата Московского педагогического государственного университета, г. Москва

Трансформация жанра «разговор» в детских стихах М. Хераскова (Страшинский Александр Сергеевич, студент 4 курса бакалавриата Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва).

Студенческий круглый стол 2022