.

18 октября 2023 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось расширенное заседание Отделения российской словесности Российской Академии Образования на тему «Классное и внеклассное чтение в образовании и культуре».

Основной задачей Отделения российской словесности РАО является содействие развитию научных исследований в сфере наук об образовании.

В заседании приняли участие ведущие специалисты по чтению – педагоги, психологи, социологи, литературоведы и библиотековеды, а также более 200 специалистов библиотек и образовательных учреждений из 41 субъекта РФ подключились онлайн.

 

Заседание Отделения российской словесности РАО

 

С приветственным словом к участникам расширенного заседания Отделения российской словесности РАО обратился и.о. академика-секретаря Отделения российской словесности, руководитель Центра русского языка и славистики РАО, член-корреспондент РАО, доктор филологических наук, профессор С.И. Богданов. Он отметил, что тема заседания обращена к одному из самых главных вызовов, с которым столкнулся весь мир – проблеме восстановления культуры чтения и включения его в образовательных процесс на разных уровнях. Тема актуальна еще и потому, что, хотя современный человек и стал читать больше, при этом принципиально изменился характер текстов, с которым он работает и способы, которые он использует.

Директор ФГБУК «Российская государственная детская библиотека», заслуженный работник культуры РФ, М.А. Веденяпина в своем приветственном слове подчеркнула, что библиотека ищет свои пути для приобщения детей к чтению и осмыслению прочитанного. При поддержке Министерства культуры РФ  РГДБ с 2022 года реализует проект Лаборатории детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай» − это уникальные интерактивные пространства, где можно познакомиться с историей русской письменности и печатного дела − от истоков до современности, а также с русской народной сказкой и фольклором народов, населяющих нашу страну.

Цель проекта Лабораторий – комплексная работа по изучению и практическому внедрению лучших просветительских и педагогических практик, патриотическому воспитанию подрастающих поколений через продвижение выдающихся образцов классической и современной отечественной детской литературы и иллюстрации.

О.П. Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности РГДБ, кандидат педагогических наук, обратила внимание участников заседания, что большую работу по поддержке чтения ведут публичные библиотеки, которых сегодня насчитывается более 40 тысяч, и которые обслуживают детское население наряду с специализированными детскими библиотеками. 37% всех пользователей библиотек составляют дети; 39% книговыдач приходится на их долю. При этом школьные библиотеки также включены в этот процесс, и важно найти точки взаимодействия библиотеки и школы для совместной помощи нашим общим детям.

Ю.П. Мелентьева, заведующий отделом изучения чтения ФГБУН Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, сопредседатель Научного совета по проблемам чтения РАО, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, отметила важность взаимодействия Отделения российской словесности РАО и Российской государственной детской библиотеки, поскольку библиотека как фундаментальное учреждение показала свою значимость и стойкость. В своем докладе Юлия Петровна рассмотрела чтение как фундамент образования, подробнее остановившись на особенностях чтения в условиях цифровизации образовательной среды. А также представила фундаментальный труд большого авторского коллектива – Чтение. Энциклопедический словарь, вышедший в 2022 г.

Е.А. Колосова, заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения ФГБУК «Российская государственная детская библиотека», кандидат социологических наук, доцент, представила данные ряда социологических исследований, показывающих, какое место чтение занимает в структуре досуга разных возрастных групп и какие книги сегодня входят в круг классного и внеклассного чтения детей и подростков.

Н.Э Костюшина, заведующий Центром библиографии детской литературы ФГБУК «Российская государственная детская библиотека», подробно остановилась на возможностях современной детской библиографии и показала, какие ресурсы можно использовать для знакомства с новой детской литературой. Особое внимание Наталья Эрдэнэевна уделила результатам работы Экспертного совета по детской литературе при Секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации за последние 2 года и показала, где можно познакомиться со списками книг, отобранными ведущими экспертами (критиками, библиотекарями, литературоведами).

Е.С. Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, подробно показала, как менялось понимание внеклассного чтения на протяжении всего XX века (от идей В.П. Острогорского до современных подходов)

Н.Н. Сметанникова, президент Русской Ассоциации чтения, доктор педагогических наук, профессор подняла проблему чтения электронных текстов, она указала на недостаточность экспериментальных исследований, посвященных влиянию такого чтения на мозг человека. В своем докладе Наталья Николаевна рассмотрела цели обучения классному и внеклассному чтению (по Б.С. Гершунскому) и представила практические методики по работе с разными текстами в проектах Русской ассоциации чтения.

Н.А. Борисенко, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», кандидат филологических наук, рассмотрела возможности внеклассного чтения в системе нелитературного образования на примере использования учителем книг жанра фантастики для детей и подростков на уроках географии, биологии, химии и пр.

К.В. Миронова, научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», старший научный сотрудник ФГБУН Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, кандидат психологических наук, обратилась к теме изучении поэзии как части классного и внеклассного чтения и рассмотрела современные подходы к работе с поэтическими произведениями для подростков.

И.А. Мазаева, доцент Московского государственного института международных отношений (МГИМО МИД России), кандидат педагогических наук, и Н.В. Гончарова, старший преподаватель кафедры английского языка Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ им. Ломоносова, представили результаты исследования студентов факультета финансовой экономики МГИМО МИД России, посвященные практикам их чтения за рамками ния вне учебной программы.

Т.Г. Галактионова, профессор Института педагогики, председатель Научной комиссии по педагогике Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор представила доклад о проектах по детскому и юношескому чтению в контексте актуальных тенденций отечественного образования. Один из проектов – Всероссийский образовательный проект «Мастерские роста», реализующийся АНПО «Школьная лига» и Институтом педагогики СПбГУ при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Проект направлен на поиск и реализацию педагогических решений для развития личностного потенциала учеников и учителей в организациях-участницах программы в рамках внеурочной деятельности.

Надеемся, что заседания Отделения российской словесности РАО, посвященные чтению детей и подростков, будут регулярно проходить на площадке Российской государственной детской библиотеки, для обсуждения результатов актуальных исследований и практических разработок, которые будет полезны специалистом сферы культуры и образования, работающим с детьми.

 

Запись мероприятия

https://www.youtube.com/watch?v=tqFg1xJzYZ0

Программа

Презентации докладчиков

Письмо-приглашение