23 мая 2024 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялся XV Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».
В нем приняли участие студенты и молодые сотрудники московских ВУЗов (Московского государственного института культуры, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российского государственного гуманитарного университета, Института коррекционной педагогики, Российского университета дружбы народов) и молодые исследователи и практики –библиотекари, педагоги, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи.
Гибридный формат позволил принять участие в работе круглого стола студентам и специалистам из разных регионов России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Саратовской, Калужской, Амурской, Кировской, Свердловской, Ярославской, Ростовской, Воронежской, Сахалинской, Омской, Нижегородской, Липецкой, Иркутской, Тамбовской и Мурманской областей, Алтайского, Пермского и Краснодарского краев, Чувашской республики, Республик Крым, Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа, ЛНР и др.
Александра Березина
В этом году были представлены доклады, посвященные работе с дошкольниками:
Путешествие по волшебному миру стихов с детьми старшего дошкольного возраста (Чиж Елена Алексеевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 1861» Загорье, г. Москва)
Использование игровых приёмов в приобщении к чтению детей старшего дошкольного возраста (Константинова Дарья Георгиевна, учитель-логопед, Акафьева Лидия Евгеньевна, педагог-психолог, Охрямкина Елена Вячеславовна, воспитатель ГБОУ школа 1512 имени Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, г. Москва)
В поисках приключений Большой маленькой девочки (Хасянова Диляра Рушановна, воспитатель ГБОУ «Школа № 1861» Загорье, г. Москва)
Доклад об особенностях работы с детьми с трудностями чтения Семейное чтение как основа выстраивания позитивного взаимодействия между ребенком с ЗПР и близким взрослым представила Сыроваткина-Сидорина Ксения Борисовна, научный сотрудник Института коррекционной педагогики, г. Москва.
О проблематике чтения младшего школьника говорилось в выступлении Кулаковой Анны Викторовны – руководителя авторского читательского клуба (г. Москва) – От Ежика до Пушкина или как вырастить читателя.
В докладах молодых филологов проводился анализ классических и современных произведений для детей и подростков:
Изменение книжного концепта для повышения мотивации чтения у детей на примере творчества Кати Матюшкиной (Фетисова Алина Григорьевна, студент 2 курса ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина», г. Москва)
Воспитательная функция современного подросткового фэнтези (на примере книги Дианы Уинн Джонс "Рыцарь на золотом коне") (Коваленко Ксения Александровна, студент 1 курса Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва)
Мир школы и подростка в произведениях Елены Габовой (Кондрашова Екатерина Ильинична, студент 4 курса ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина», г. Москва)
Студент 1 курса библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры (г. Химки) Васильева Анастасия Дмитриевна сделала обзорный доклад на тему Чтение без границ: роль библиотек в развитии культуры чтения среди детей и подростков.
А начинающие социологии представили результаты своих исследований о связи чтения и экранизации, о чтении и посещении библиотеки как практик освоения культуры, об особенностях продвижения продуктов книжного издательства на рынке потребительских услуг.
Роль экранизаций книг в приобщении к чтению подростков (Ульянова Ксения Романовна, студент 3 курса социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва
Традиционные практики освоения культуры в событиях детства (Коняшкина Анна София Владимировна, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, г. Москва
Современное книжное издательство: развитие и продвижение на рынке потребительских услуг (социологический анализ) (Семенюк Ксения Алексеевна, студент 4 курса социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва)
Доклады сопровождались обсуждением особенно интересных вопросов. Так, например, участниками круглого стола была выделена проблема нахождения способов и вычленения конкретных приемов, позволяющих через чтение стимулировать свободную сюжетно-ролевую игру дошкольников, являющуюся ведущим видом деятельности в этом возрасте и необходимой для полноценного развития ребенка. Рефреном в обсуждении многих выступлений звучала мысль о важности формирования у ребенка представлении о «чтении как награде, а не наказании». Также, как всегда, отмечалось, насколько работа по приобщению к чтению зависит от личности взрослого, его увлеченности этим процессом.
Участники круглого стола, как и год назад, говорили о том, что для эффективного приобщения детей к чтению важно поддерживать инициативу детей, быть внимательным к их потребностям, направлять активность детей в русло взаимодействия с книгой и вокруг книги.
Была отмечена необходимость встреч представителей разных профессий, изучающих детское и подростковое чтение с разных сторон. Подобные обсуждения дают возможность обсудить результаты своих исследований и поставить новые вопросы, нуждающиеся в изучении.
Видеозапись круглого стола можно посмотреть на youtube канале РГДБ:
https://www.youtube.com/watch?v=j1BAKiHJ0SM
По итогам проведения круглых столов 2024/25 годов планируется издание электронного сборника статей, который будет размещен на сайте РГДБ и на электронном ресурсе elibrary.ru
Сборник статей, написанных участниками XIII и XIV круглых столов «Роль чтения в развитии личности ребенка», прошедших в 2022 и 2023 гг. в Российской государственной детской библиотеке в ближайшее время будет размещен на сайте РГДБ.