fbpx
.

В первый день лета принято отмечать Международный день защиты детей. По всей стране в День защиты детей проходят разнообразные мероприятия для детей и специалистов.

1-2 июня 2023 года Российская государственная детская библиотека совместно с Институтом стратегии развития образования РАО, Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и АНО Культурно-образовательный проект «Страна Читалия» провела II Международную научно-практическую конференцию «Что и как читают наши дети: кросс-культурный аспект» в гибридном формате.

Конференция прошла во второй раз на площадке РГДБ. Всего на мероприятие зарегистрировалось 1 847 специалистов из 84 регионов, включая ДНР и ЛНР, также из Италии, Приднестровской Молдавской Республики, Узбекистана, Египта, Армении, Беларуси. Материалы конференции получили 2,5 тыс. просмотров.

Участников конференции приветствовал Шаргунов С. А., российский писатель, публицист, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России, главный редактор журнала "Юность", заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по культуре. В рамках открытия конференции директор РГДБ Веденяпина М. А. и Председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России Шаргунов С. А. подписали соглашение о сотрудничестве между РГДБ и АСПИР. Стороны договорились о совместной деятельности для повышения авторитета книги и книжной культуры, развития интереса к чтению у детей и подростков, популяризации информационно-библиотечных услуг. С этой целью партнеры будут проводить авторские и издательские презентации, литературные вечера, книжные выставки-ярмарки, конференции, круглые столы, лекции, научно-практические семинары, вебинары.

52944175488 1683e1a4d2 w52943860344 1251fa6583 w52943715221 2ed44d4d7e w

Слова приветствия участникам конференции передала Трухановская Н. С., ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, которая подчеркнула актуальность темы конференции для глубокого, многоаспектного изучения детского чтения, поскольку проблема поддержки и сохранения чтения стала особенно злободневной в связи с развитием новых медиа и массовым распространением интернета. Особую роль в реализации стратегии исследований детской литературы, определения воспитательного, познавательного и эстетического значения с точки зрения психолого-педагогических особенностей детей отводится базовой кафедре «Детской литературы и методики преподавания чтения», организованной институтом совместно с РГДБ.

Шамчикова В. М., старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФБГНУ «Институт стратегии развития образования», поприветствовала участников конференции и представила ключевые направления работы института по изучения читательской грамотности школьников.

52943860204 9039720255 w

В пленарном заседании выступили эксперты в области изучения чтения, рассмотревшие различные аспекты детского чтения, с точки зрения филологии, педагогики, психологии, библиографии, издательского дела и др.

Арзамасцева И. Н., профессор МПГУ, доцент, д-р филолог. наук, в своем докладе «Сказки и были о Правде и Кривде: обзор современных изданий для подростков» рассмотрела особенности книг для подростков с точки зрения их соответствия критерию правдивости на примере повестей Э. Веркина, Ю. Кузнецовой, И. Богатыревой, С. Востокова. 

Костюшина Н. Э., заведующий Центром библиографии детской литературы РГДБ представила работу Экспертного совета по детской литературе, который создан при секции детских библиотек РБА. В состав совета входят ведущие специалисты из числа литературоведов, литературных критиков, библиотекарей, библиографов, обозревателей детской и юношеской литературы, преподавателей высших учебных заведений. Подготовлен итоговый список книг за 2022 г., а также уже доступен на сайте список за I квартал 2023 г., в который вошли 16 произведений художественной литературы и 8 познавательной.

 

52944102095 b7bd64ac92 w52943714771 00993ddd3e w

 

Мелентьева Ю.П., заведующий отделом изучения чтения ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН, сопредседатель Научного совета по проблемам чтения РАО, академик Российской академии образования, д-р пед. наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, рассмотрела историю появления и изучения феномена детского чтения, который насчитывает более 200 лет. 

Мачехина О. Н., профессор дирекции образовательных программ МГПУ, автор и руководитель Международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия», д-р. пед. наук, почётный работник образования РФ, представила результаты анализа детской литературы, которая использовалась участниками конкурса «Страна Читалия 2023» для подготовки буктрейлеров.

 

52944102015 b12cc6c8e8 w52943114057 1e34cdc8e1 w

Борисенко Н. А., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», вице-президент Русской ассоциации чтения, канд. филолог. наук, обратилась к крайне актуальной теме в год «Педагога и наставника», о субъектной позиции педагога в формировании читательской компетентности школьников, и попыталась ответить на вопрос, как захотеть заниматься чтением. Особое внимание Наталья Анатольевна уделила проблеме чтения и нечтения современных педагогов, для которых чтение не является профессиональной деятельностью.

Доклад Курикаловой Н. М., старшего научного сотрудника лаборатории междисциплинарных исследований Института возрастной физиологии РАО, методиста проектного офиса «УчимЗнаем» закрыл первую пленарную сессию. Тема, поднятая докладчиком, актуальна не только для детей после длительного лечения в стационаре детской больницы, а также для тех детей, у кого наблюдается отставание в развитии навыков грамотности как основы академической успешности и социальной интеграции. Представленный уникальный опыт показал, как в условиях госпитальной педагогики специалисты помогают детям справляться с трудностями в чтении и освоении образовательной программы, рассчитанной на определенный возраст.  

photo small roundDSC Kurikalova round 1

Вторая пленарная сессия была открыта докладом Минаевой М. В., заместителем генерального директора Издательства «Детская и юношеская книга», зам. руководителя отделения Русской ассоциации чтения, которая представила Программный комплекс «Аналитик чтения», помогающий автоматизированным образом определять уровень техники чтения; сохранять данные мониторинга и оценивать прогресс в чтении; подбирать тексты в соответствии читательскими компетенциями каждого ученика. Проект поддержан Фондом президентских грантов.

52943905174 b9a908990b w

Сотрудники Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина представили свои наработки в области изучения литературы для детей и приобщения к чтению. Петривняя Е. К., заведующая кафедрой детской литературы и методики продвижения чтения, канд. филолог. наук, доцент представила участникам конференции современные несказочные проблемы, обнаруженные в сказках Е.Л. Шварца. Кулибина  Н. В., начальник научно-методического отдела по русскому языку, руководитель Русского центра, д-р пед. наук, профессор, представила методику по работе с текстом, позволяющую индивидуализировать процесс приобщения детей к чтению.

 

52943113772 a83b492dc3 w52944101495 9b48dce6d7 w52943113617 389e892fb5 w 

Петривняя Е.К.                                          Кулибина Н.В.                                               Алексеева О.С.

О проблемах мотивации детей разного возраста и поддержки их творческого развития говорили Алексеева О. С., руководитель электронного журнала "Чтение детям" в докладе «Повышение мотивации к чтению у подростков через знакомство с актуальной отечественной премиальной литературой», а также Гриценко З. А., канд. филолог. наук, доцент, автор пособий по дошкольному чтению в докладе «Творческое развитие и приобщение детей дошкольного возраста к детской литературе и чтению как проблема и вызов текущего времени».

Гуськова С. К., доцент Московского университета им. С.Ю. Витте (МУИВ), канд. пед. наук, доцент подняла вопрос о влиянии чтения на развитие речевой коммуникации – как важного навыка для достижения личной успешности в студенческой среде.

52943714376 b152f9c496 w

В завершении первого дня Конференции состоялся дискуссионный круглый стол «Детская библиотека: необходимость или роскошь?», организатором которого выступили Российская государственная детская библиотека и ГБУК города Москвы «Московская дирекция по развитию культурных центров». В дискуссии приняли участие Веденяпина  М. А., директор РГДБ, Кунцев Ю. В., первый заместитель генерального директора ГБУК г. Москвы «Мосразвитие», Абрамова Н. С., директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина, председатель секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, Афанасьев М. Д., президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, Булавина Е.Л., начальник отдела мониторинга библиотечной сети ГБУК г. Москвы «Мосразвитие», Григорьева П. Е., заместитель директора по развитию ГБУК г. Москвы «ЦГДБ им. А. П. Гайдара», Жукова Т. Д., президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), главный редактор журнала «Школьная библиотека», Ильина А. В., генеральный директор ГБУК г. Москвы «ОКЦ САО», Мазурицкий А. М., декан библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры, Москалев А.Е., генеральный директор ГБУК г. Москвы «ОКЦ ВАО», Петрова Е. В., директор Ярославской областной детской библиотеки имени И. А. Крылова, Савельев М. А., заместитель генерального директора ГБУК г. Москвы «Центральная библиотека им. Н. А. Некрасова», Сдобникова Т. А., директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи, Шлыкова У. А., заведующий отделом комплектования ГБУК г. Москвы «Центральная библиотека им. Н. А. Некрасова, а также руководители библиотек РФ, обслуживающих детей, представители органов государственной власти, ведущие специалисты в области чтения, книгоиздания и образования, деятели науки и культуры. 

52944224748 75cf9d8fe3 w52944176138 5de59fca56 w52944101035 9c391bacdd w

 

В ходе круглого стола участники обсудили актуальные вопросы организации библиотечно-информационного обслуживания детей в новых условиях; современные тенденции развития и будущее детских библиотек России; оценку эффективности деятельности библиотек, обслуживающих детей; реформирование сети специализированных детских библиотек: проблемы и поиск решений; государственную поддержку детского и юношеского чтения: опыт библиотек, обслуживающих детей.

52943113257 5ff1fdf025 w52943113182 98a41c416e w 52944148390 a162b8c25e w

Второй день конференции открыла работа секций, на которых был представлен практический опыт по приобщению детей к чтению и использованию различных подходов по работе с книгой. Были представлены доклады специалистов сферы культуры и образования из Москвы, Сыктывкара, Иркутска, Вероны (Италия), Санкт-Петербурга, с. Сновицы (Владимирская область), Екатеринбурга, Сарова (Нижегородская область), Белореченска (Краснодарский край) и Луганска.

Секция "Книги, объединяющие поколение"

секция 1photo 5474318668298045628 xсекция 11

Секция "Чтение как приключение"

photo 5474318668298045584 xphoto 5474318668298045586 y photo 5474318668298045583 x

В завершении конференции прошли два практико-ориентированных мастер-класса. Курикалова Н.М., методист проектного офиса «УчимЗнаем», и Лебедева Е.В., тьютор флагманской площадки проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», представили методику социально-эмоционального обучения и досугового чтения школьников в условиях стационарного лечения. Участники мастер-класса получили материалы и списки книг для проведения занятий с детьми о различных эмоциях.

Мастер класс 1м кКурикалова

Мачехина Н.А., генеральный директор АНО «Культурно образовательный проект Страна Читалия» в рамках мастер-класса дала его участникам целый спектр простых и полезных советов по созданию буктрейлеров и пригласила к участию в очередном конкурсе «Страна Читалия» в 2024 г.

photo 5474318668298045585 xмастер класс 2

Научно-практическая конференция предоставила её участникам возможность познакомиться с новыми направлениями работы, услышать ведущих специалистов, обменяться практическим опытом с коллегами, и обсудить возможные перспективные направления сотрудничества. Конференция состоялась в гибридном формате, что расширило круг её участников и позволило принять участие в мероприятии специалистам из самых отдаленных уголков РФ и зарубежных стран.

Со всеми материалами конференции, включая видеозаписи, можно подробнее ознакомиться на сайте РГДБ в разделе «Профессионалам».

Материалы докладчиков

"Сказки и были о Правде и Кривде: обзор современных изданий для подростков" Арзамасцева Ирина Николаевна, профессор Московского педагогического государственного университета, доцент, д-р филолог. наук (г. Москва)

"Экспертный совет по детской литературе: новые возможности продвижения литературы для детей" Костюшина Наталья Эрдэнэевна, заведующий Центром библиографии детской литературы Российской государственной детской библиотеки (г. Москва)

"Субъектная позиция педагога в формировании читательской компетентности школьников, или Как захотеть заниматься чтением?" Борисенко Наталья Анатольевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», вице-президент Русской ассоциации чтения, канд. филолог. наук, (г. Москва)

"Мы то, что мы читаем" Минаева Марина Владимировна, заместитель генерального директора Издательства «Детская и юношеская книга» (г. Москва)

"Повышение мотивации к чтению у подростков через знакомство с актуальной отечественной премиальной литературой" Алексеева Ольга Сергеевна, руководитель электронного журнала "Чтение детям"(г. Москва)

"Работа с книгами градуированного чтения на уроках РКИ на примере адаптации повести А. С. Грина «Алые паруса» ОНЛАЙН" Балтак Олеся Николаевна, директор частной языковой школы Languagegarden, преподаватель русского языка как иностранного (PKИ) и английского языка как иностранного (TEFL) 

"Отношение к книге и чтению читателей библиотек от 12 до 18 лет: по итогам всероссийского исследования РГДБ и РНБ" Колосова Елена Андреевна, заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, канд. социол. наук, доцент (г. Москва)

Фотогалерея

Добрый вечер! Спасибо за огромную работу по подготовке и организации Международной конференции"Что  и  как читают наши дети: кросс-культурный аспект". Участвовала в качестве  онлайн-слушателя. Программа насыщенная и интересная. Спасибо всем выступающим за работу и передаваемый опыт для нас

Спасибо огромное очень интересно!

 

Прекрасный мастер-класс, элементы которого можно применить в работе библиотекаря с детьми. Тема очень актуальная и необходимая! Благодарю Наталью Михайловну и Елену Владимировну за чудесное и ценное время общения!

 

Очень понравилось выступление сотрудницы библиотеки имени В. Маяковского г. Сарова Анны Агошковой. Много полезной и интересной информации.