fbpx
.

О профориентации

Выбор профессионального будущего всегда был и будет труден для подростка, так как он сталкивается с этой проблемой впервые и не знает, какие действия предпринять для ее решения. Ведь для того, чтобы правильно сориентироваться в мире профессий, ему надо понять, чем ему хочется заниматься в дальнейшем, соответствует ли данная профессиональная деятельность его способностям, интересам. В голове подростка также вертится масса других вопросов: Даст ли эта профессия в будущем финансовую стабильность, возможность профессионально развиваться и совершенствоваться как специалисту? Останется ли время на личные интересы? Как отнесутся к этому выбору родители: поддержат, будут возражать или критиковать, а может быть, просто проигнорируют? И главное – с чего начать поиск подходящей профессии.

Сам подросток, даже при наличии огромных ресурсов и возможностей Интернета, как ни странно, не всегда может найти информацию об интересующих его профессиях, узнать, как получить нужное профессиональное образование.

Школа тоже отдалилась от вопросов профориентации. У нее много других задач и вопросов, которые нужно срочно решать, поэтому времени для работы по профессиональному самоопределению подростков не хватает и классные часы по данной проблематике проводятся редко. Если в школе и сохранился профориентационный курс в рамках предмета «Технология», то большой пользы он на данный момент времени не приносит.

В последнее время в связи с изменениями, произошедшими в системе общего образования, проблемы выбора профессии начинают волновать учеников седьмых-восьмых классов. Это озабоченность вопросами будущего профессионального самоопределения вызвана многими причинами: необходимость сдачи ЕГЭ и ОГИ, появление как ступеней общего образования средней и старшей школы, изменение профиля или специализации школ в связи с их объединением, более серьезный отбор учащихся в старшую школу, резкое сокращение профильных колледжей. Сложность решения этой проблемы связана не только с серьезностью задачи, но и с тем, что подросток в силу психологических особенностей возраста больше озабочен общением со сверстниками, поиском себя, перестройкой отношений со взрослыми. Задача профессионального самоопределения, если и занимает его, то точно не является приоритетной. А о профессиональном будущем, задумываться, тем не менее, надо.

Результаты индивидуального тестирования показывают, что подростки имеют слабое представление о своих способностях, склонностях и интересах, не знают как их учитывать при выборе профессии. Они слабо ориентируются в мире профессий, плохо представляя, чем занимается специалист той или иной профессии. Содержание деятельности специалистов новых или редко звучащих специальностей для них загадка.

Иногда одного индивидуального консультирования таким подросткам недостаточно. Они получают некоторую информацию, но что с ней делать и как применить ее к своему профессиональному будущему не знают. Поэтому и возникла необходимость создания тренинга для учащихся седьмых – девятых классов.

Кукушкина С.С. – гл. библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения 

 17.04.15-4  17.04.15-14
 17.04.15-37  17.04.15-25