Уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию четвертый выпуск серии «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования», в которой публикуются работы специалистов, работающих с детьми и изучающих современное детство.
Выходные данные: Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Вып. 4 / Российская государственная детская библиотека ; сост. Е. А. Колосова ; ред. К.А. Захаров. — Москва, 2016. — 114 с.
Сборник продолжает серию выпусков «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования». Разделы сборника содержат статьи ведущих специалистов в области социологии детства, библиотечных психологов, социологов, методистов, работающих в библиотеках страны, а также учителей, активно занимающихся приобщением детей к чтению в урочное и внеурочное время.
Первый раздел «Исследования в библиотеках» содержит материалы относительно существующих методов изучения читателей, библиотечных услуг, чтения и читательских предпочтений детей и подростков.
Статья С.Н. Майоровой-Щегловой, доктора социологических наук, председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, профессора Российского государственного гуманитарного университета посвящена теме создания детской социологической службы в стенах библиотеки.
Новый всероссийский проект Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки по сбору данных об исследованиях чтения и библиотечной аудитории в библиотеках страны представила зав. отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, кандидат социологических наук, доцент Е.А. Колосова.
В Год литературы МБУК г. о. Самара «Централизованная система детских библиотек» провели социологическое исследование для изучения круга чтения современного подрастающего поколения своего региона, выявления любимых отечественных и зарубежных писателей, книг, которые можно порекомендовать друзьям, а также любимых журналов. Результаты исследования представила главный библиотекарь детской библиотеки № 8 (филиал) Н.И. Щеголева.
Статья С.А. Кузнецова, социолога Ставропольской краевой детской библиотеки им. А.Е. Екимцева, посвящена теме библиотечного обслуживания, рассмотренного на основе проведенного экспертного опроса. Научный сотрудник РГДБ А.Ю. Губанова представила опыт использования рисуночной методике при опросе детей дошкольного возраста на тему «Моя идеальная библиотека».
Второй раздел «О чтении и литературе для детей» открывает статья А.В. Березиной, кандидата психологических наук, доцента, научного сотрудника РГДБ. В статье анализируется специфика развития личности читателя в подростковом возрасте и предложены меры поддержке чтения детей данной возрастной группы. Кандидат педагогических наук, главный библиотекарь по научно-методической работе МКУК «Централизованная система детских библиотек» г. Челябинска Н.К. Сафонова провела анализ работ по чтению, присланных на конкурс, и поделилась интересными наблюдениями и результатами, какие книги читают современные дети, почему некоторые книги ими перечитываются, что для них важно в книге.
Продолжила разговор о детском чтении ведущий методист библиотеки № 44 (65) им. В.Г. Короленко ЦБС САО (Москва), представив результаты проведенных фокус-групп и итоги клубной работы с детьми. Кандидат психологических наук, педагог-психолог СОШ МГПУ И.В. Мельникова в своей статье показала, что детская литература, являясь богатым источником творческих идей, активно используется в психолого-педагогической практике.
Третий раздел «Методики приобщения детей к чтению» содержит различные формы и методы, применяемые в образовательных учреждениях и библиотеках педагогами и психологами для приобщения и поддержки детского и подросткового чтения, главными задачами которых являются формирование мотивационной основы читательской деятельности, формирование осмысленного чтения художественной и воспитание читательской культуры.
О.Н. Кириченко, учитель начальных классов (г. Краснодар) поделилась своим опытом приобщения детей к чтению, создания развивающей среды для формирования читающей личности во внеурочное время. В статье М.С. Меньшовой показаны возможности визуализации материала с помощью интерактивной доски на уроках литературы. Психолог РГДБ Армадерова Е.А. описала игровую методику по приобщение к чтению с помощью ресурса «Вебландия». Интересный подход к организации внеклассного чтения художественного произведения на английском языке представила В.Ю. Твердохлеб, учитель английского языка (г. Краснодар).
Данный выпуск будет полезен различным специалистам, работающим с детьми, педагогам, социологам, психологам, занимающимся изучением детского и подросткового чтения, исследованиями библиотечной аудитории.
Данный выпуск будет полезен специалистам, работающим с детьми, а также библиотечным психологам и социологам, занимающимся вопросами детского чтения и литературы для детей, развития библиотек, исследованиями в области традиционной и электронной культуры.
Сборник доступен в Российской государственной детской библиотеке по адресу г. Москва, Калужская площадь, д. 1 (проезд до станции метро «Октябрьская» (кольцевая), а также в областных детских библиотеках вашего региона.
Подробнее о других выпусках серии:
Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2013
Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2014
Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2015
Приглашаем социологов, психологов и библиотечных специалистов, работающих с детьми, к публикации. Материалы принимаются по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Статьи принимаются до 15 октября 2017 г., оформление статей - 12 шрифт, 1,5 интервал, Times New Roman, объем до 15 страниц (минимум 5). Решение о принятии материала к публикации принимает Ученый совет РГДБ.