fbpx
.

Виктор Александрович Чижиков – Народный художник России, один из выдающихся мастеров российской детской книги. Из книг с его иллюстрациями можно составить «Золотую коллекцию» лучших произведений мировой детской литературы. Среди его любимых авторов – Ханс Кристиан Андерсен и Корней Чуковский, Виктор Драгунский и Дональд Биссет, Льюис Кэрролл и Юрий Коваль, Сергей Михалков и Эдуард Успенский… Всех не перечислить, ведь за свою долгую творческую жизнь Виктор Чижиков проиллюстрировал около двухсот детских книг.

Невозможно подсчитать, сколько всего экземпляров книг с картинками Виктора Александровича было издано за шестьдесят лет, но точно можно сказать, что несколько миллионов маленьких читателей открывали для себя «Айболита», «Винни Пуха» и «Волшебника изумрудного города», глядя на героев этих книг глазами художника Чижикова.

«Я часто встречаю людей, которые мне говорят: мы выросли на ваших книжках, спасибо, что вы нас веселили! Это для меня звучит как награда. … Детство должно быть беззаботным» – говорил художник.

 

Нажмите для увеличения

 

Виктор Александрович родился в Москве 26 сентября 1935 года в семье архитекторов. Когда ему было два года родители дали Вите в руки карандаш и предоставили для рисования всю стену рядом с детской кроваткой. Отец мальчика, художник и архитектор Александр Иванович Чижиков, считал, что фантазию ребенка нельзя ограничивать листом бумаги.

По вечерам отец читал сыну сказки и тут же рисовал к ним картинки. Когда началась война, отец ушел на фронт, но даже с передовой продолжал присылать маленькому Вите свои рисунки. Один из них был прислан в 1942 году из Сталинграда, среди защитников которого был и Александр Чижиков. Эти письма находили адресата в селе Крестово-Городище возле Ульяновска – именно там, в эвакуации, провели три военных года Витя и его мама.

Мальчик много рисовал (отец бережно хранил все его рисунки), позже стал делать карикатуры и шаржи, а в девятом классе, по рекомендации художника, друга его родителей, Витя показал рисунки знаменитым Кукрыниксам.

«Кукрыниксы стали смотреть рисунки, и им очень понравились мои шаржи. «Ты личность! Бог уже позаботился о том, чтобы у тебя была хорошая профессия. Приходи к нам раз в полгода и показывай свои работы». Так я понял, чем буду заниматься в жизни.»

И уже в 1952 году в газете «Жилищный работник» была напечатана первая карикатура с подписью «Рисунок В. Чижикова». Через год, окончив московскую среднюю школу №103, Виктор Чижиков поступил на художественное отделение Московского полиграфического института. Учился у Павла Григорьевича Захарова, учениками которого были также Дмитрий Бисти, Виктор Дувидов, Май Митурич.

Журнальная работа закипела еще в студенческие годы: «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка». После выпуска из института – «Пионер», «Пионерская правда», «Юный натуралист», «Вокруг света». Озорные иллюстрации Виктора Александровича появились на страницах многих изданий, работу в журналах он любил за её разнообразие.

 

ПроДетЛит

 

В 1960 году в издательстве «Малыш» вышла из печати первая книга с иллюстрациями Виктора Чижикова – это была «Тайна детской коляски», литературный дебют Виктора Драгунского. Получился выдающийся творческий союз: маленький, уморительно смешной рассказ Драгунского превратился в руках художника в захватывающий триллер с погоней, пиратами и кораблекрушением.

 

Нажмите для увеличения

 

«…Самое интересное для меня – придумывать рисунки. Какими должны быть тигр Рррр, поросенок Икар, Крококот, корова Эннабель?.. Воображение работает, когда стоишь в очереди за хлебом, едешь в метро, даже во сне, по-моему.

И так всю жизнь, потому что одна книга сменяет другую… В этом и состоит счастье художника-иллюстратора. В его сказочную страну проникает лишь эхо житейских гроз. Созданные им герои книг встанут стеной и защитят от бед…»

(из предисловия к книге Дональда Биссета «Забытый день рождения»)

 

Нажмите для увеличения

 

Одна книга сменяла другую, всего их – около двухсот. И каждая страница увлекает, волнует, притягивает. Сердце сжимается – сможет ли Витька Перестукин правильно поставить запятую? («В стране невыученных уроков», Л.Гераскина), не попадётся ли добрый Айболит в лапы коварному Бармалею? («Доктор Айболит» К. Чуковский)… «Аля, Кляксич и буква А» И.П. Токмаковой , «Огниво» Х.К. Андерсена, «Вниз по волшебной реке» Э.Н. Успенского, «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова, «Приключения Васи Куролесова» Юрия Коваля и другие истории – в этом огромном списке у каждого читателя свои «любимцы». Да и как не полюбить иллюстрации, созданные с такой заботой – художник всегда помнил о чувствах ребенка, намеренно искал в страшном смешные черты и считал иллюстрацию важным и ответственным разговором с маленьким читателем.

В 1977 году на свет появился один из самых известных героев, придуманных художником – Медвежонок Миша. Он явился Виктору Александровичу во сне как раз в то время, когда Олимпийский комитет разрабатывал талисман для будущей Олимпиады. А уже в 1980 году мишка мелькал на телеэкранах страны и мира, став символом летних Олимпийских игр-1980, проходивших в Москве. Улыбающийся Мишка принес художнику Виктору Чижикову мировую известность.

 

Нажмите для увеличения

 

Виктор Александрович вообще умел вести беседы, он сам был чудесным рассказчиком. Его уникальная наблюдательность позволяла превратить любой случай, любое воспоминание в историю. Из этого умения подмечать, описывать, заинтриговывать родились книги, на обложках которых значится «Автор В. Чижиков», среди них – «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Наше вам с кисточкой!», «Мышка и кошка под одной обложкой». В 1983году Виктор Чижиков проиллюстрировал русскую народную сказку «Мужик и медведь». А через несколько лет, по заказу токийского издательства «Gakken», художник придумал и нарисовал продолжение этой сказки. Так появились замечательные авторские книжки «Петя и Потап» и «Петя спасает Потапа».

 

Нажмите для увеличения

 

В круг друзей Виктора Чижикова входили замечательные писатели и художники: Виктор Драгунский, Юрий Коваль, Сергей Михалков, Вениамин Лосин, Евгений Монин, Владмир Перцов, Николай Устинов, Валерий Дмитрюк... Они не только творили вместе, но и вдохновляли друг друга – именно на любимых друзей Виктор Александрович частенько рисовал остроумные и обаятельные шаржи.

Он обладал невероятной наблюдательностью и остротой зрения и как настоящий художник, много и с удовольствием рисовал с натуры. Его наброски и зарисовки проникнуты неподражаемым чижиковским юмором, но одновременно, в них есть глубокий психологизм, искусная композиция и все достоинства классического, академического рисования. Как точно он подмечал характеры, будь то знаменитые современники, деревенские соседи или случайные прохожие!

Отдельное место в творчестве Чижикова занимают коты. Виктор Александрович, по его собственным словам, рисовал их «всю жизнь с особым удовольствием». Он признавался, что, рисуя, наблюдал за людьми и даже «переводил каждого героя из ранга человека в ранг кота». Смелость линий, живость, задор – даже наброски «на полях», когда художник просто «разрисовывал перо», отличались особой выразительностью. Из таких набросков в соавторстве с писателем и другом Андреем Усачевым был создан альбом «333 кота», позже – «Полное собрание котов» и ещё несколько изданий.

Виктор Чижиков много работал и много выставлялся, впервые – сразу после института, в 1958 году, когда проходила выставка «Молодые художники Москвы». Первая персональная выставка Виктора Чижикова состоялась в московском кинотеатре «Фитиль» в 1967 году. Затем – десятки коллективных выставок, Биеннале детской книги и иллюстрации в Братиславе (1973), Международная ярмарка детской книги в Болонье (1976), «Иллюстрация детской книги» в ГМИИ им. А.С. Пушкина (2007).

Виктор Александрович стоял у истоков российской национальной секции Международного совета по детской книге (IBBY) и в 2009 году стал Президентом секции. В он 2016 году получил звание «Народный художник Российской Федерации».

С Российской государственной детской библиотекой Виктора Александровича связывала искренняя и долгая дружба. Здесь в разные годы состоялись четыре персональные выставки любимого художника и множество таких, где Чижиков участвовал в компании друзей и коллег-иллюстраторов. Он был главным героем и душой больших и торжественных мероприятий – его дар рассказчика, его блестящее остроумие ценили и любили все.

 

Нажмите для увеличения

 

В одном интервью Виктор Чижиков сказал: «Жизнь – интересная штука! Потому что очень четко запоминаешь хороших людей. И ценишь их. Это не важно, что кого-то из них уже нет в живых. Совершенно не важно. Важно, что ты их помнишь». Этим талантом благодарной памяти Виктор Александрович обладал в полной мере. Когда в феврале этого года отмечался Всемирный День книгодарения и по всей стране проходила благотворительная акция «Дарите книги с любовью», Виктор Чижиков подарил два десятка своих книг школьной библиотеке села Крестово-Городище, с которым у него были связаны самые теплые детские воспоминания. «В селе Крестово-Городище я прожил три года: с 1941 по 1944 год. Это, можно сказать, моя вторая родина» – говорил художник. На каждой из двадцати книг он оставил душевные, искренние слова и пожелания маленьким читателям села Крестово-Городище.

 

Нажмите для увеличения

 

До своего 85-летнего юбилея Виктор Александрович не дожил чуть больше двух месяцев… Его не стало 20 июля 2020 года. Но его неповторимые герои остаются на страницах книг и дарят возможность вновь и вновь переживать восторг, удивляться, сочувствовать и улыбаться, глядя на мир глазами любимого художника.

 

 

Мы выражаем самую искреннюю признательность Зинаиде Сергеевне Чижиковой – без её помощи рассказать столько о Викторе Александровиче и как о художнике и как о человеке было бы невозможно.

Большое спасибо Андрею Усачёву за дружескую поддержку.

Мы благодарим наших друзей – редакцию издательства «Малыш» АСТ и издательство «Красный пароход» за помощь в создании экспозиции.

 

loading...

1

  Галерея 01

Книжная иллюстрация была главным делом жизни Виктора Чижикова. С годами творческая манера его менялась и усложнялась, но неизменным оставалось его блестящее чувство юмора и удивительная способность «влезть в шкуру» своего героя: пирата, крокодила, кота - почувствовать и выразить то, что чувствуют они.

Виктор Чижиков считал, что иллюстрация в детской книге вправе играть любую роль - учить, веселить, развлекать, пояснять, но не пугать и не врать. «Детство должно быть безмятежным» - говорил художник. Сказочные злодеи у него могут вопить и драться, но делают они это все не страшно, а смешно.

Нажмите для увеличения

К своему делу Виктор Александрович относился серьезно и даже строго, не признавал халтуру. Однажды, увидев в детской книжке осла с раздвоенными копытами, он страшно возмутился и сказал: «Если ты детский художник, то не ври, пожалуйста, без крайней нужды. Ослиное копыто можно найти в любой энциклопедии!»

Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», 1994
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из П...
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», 1994
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из П...
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998

02

  Галерея 02

Кто не знает знаменитых «Котов» Виктора Чижикова!

Они, без всякого сомнения, принадлежат к семейству кошачьих, но они наделены очень отчетливыми человеческими характерами. Они хулиганы и лентяи, музыканты и пенсионеры, школьники и философы.

Нажмите для увеличения

Художник рисовал их для себя, но в один прекрасный день их увидел друг Виктора Александровича, писатель Андрей Усачёв. Каждому коту он сочинил стихотворение. В результате творческого союза художника и писателя мы, благодарные зрители, получили несколько замечательных книг: «333 кота», «Котография на память», «Полное собрание котов» и другие.

Мы представляем вам портреты тридцати трёх котов с блестящими поэтическими характеристиками, принадлежащими перу Андрея Усачёва.

«Шансон»
«Шансон»
«Кот на крыше»
«Кот на крыше»
«С газетой»
«С газетой»
«Прямолинейный кот»
«Прямолинейный кот»
«Силач»
«Силач»
«Трубач»
«Трубач»
«Встреча»
«Встреча»
«Поэт»
«Поэт»
«Художник»
«Художник»
«Загадочная кошка»
«Загадочная кошка»
«Гурман»
«Гурман»
«Воспоминания»
«Воспоминания»
«Администратор»
«Администратор»
«Осенний снимок»
«Осенний снимок»
«Деловые коты»
«Деловые коты»
«Круговорот котов в природе»
«Круговорот котов в природе»
«Собрание»
«Собрание»
«Обида»
«Обида»
«Объявление № 2»
«Объявление № 2»
«Армрестлинг»
«Армрестлинг»
«Перс»
«Перс»
«Бард»
«Бард»
«Кошарик»
«Кошарик»
«Решающий удар»
«Решающий удар»
«Размышления на клумбе»
«Размышления на клумбе»
***
***
«Рыбалка»
«Рыбалка»
«Очки для кота»
«Очки для кота»
«Стрелок»
«Стрелок»
***
***
«РРР-МЯУ-РРР-МУРРР-МЯУ!»
«РРР-МЯУ-РРР-МУРРР-МЯУ!»
«Планета кошек»
«Планета кошек»
«Суп с котом»
«Суп с котом»

 

03

  Галерея 03

Шарж, как особый жанр карикатуры, предполагает острое, гротескное рисование. Но в дружеских шаржах Виктора Чижикова ключевое слово «дружеский». Виктор Александрович рисовал своих близких друзей, коллег-художников и писателей, подмечая характерные внешние черты, он слегка посмеивался над ними, но делал это так остроумно, что никому никогда не приходило в голову обижаться.

Нажмите для увеличения

Кроме таланта художника, Чижиков обладал талантом рассказчика. К счастью, все его устные новеллы записаны и изданы. К дружеским шаржам прилагаются истории из жизни их героев. А с полным собранием мемуаров Виктора Чижикова читатель может ознакомиться, взяв в библиотеке книги: Виктор Чижиков «Мои истории о художниках книги и о себе», Москва, Издательский Дом Мещерякова, 2015 г. или «Виктор Чижиков. Все вместе, и душа на месте. Материалы к биографии художника», Москва, издательство «Красный пароход», 2017 г.

Нажмите для увеличения

Натурные рисунки Виктора Чижикова – мастерские, острые, характерные, смотреть на них одно удовольствие. Они интересны сами по себе, но ещё они говорят нам о том, где художник черпал силу и вдохновение для своих книжных иллюстраций.

Легкие и изящные рисунки из серии «Абракадабры» загадочны, зрителю хочется расшифровать их скрытый символизм. Но сам художник писал про эти картинки так: «Это просто пробы пера. Чтобы перо легко и свободно скользило по бумаге, перед началом работы необходимо размять руку. Это все разминка. Не надо искать здесь потаённый смысл».

Нажмите для увеличения

Дружеский шарж на художника Вениамина Лосина  1986 г.
Дружеский шарж на художника Вениамина Лосина 1986...
Дружеский шарж на художника Юрия Копейко 1986 г.
Дружеский шарж на художника Юрия Копейко 1986 г.
Дружеский шарж на художника Николая Устинова, 70-е годы
Дружеский шарж на художника Николая Устинова, 70-е...
Дружеский шарж на художника Владимира Перцова, 70-е годы
Дружеский шарж на художника Владимира Перцова, 70-...
Дружеский шарж на художника Георгия Ковенчука, 70-е годы
Дружеский шарж на художника Георгия Ковенчука, 70-...
Дружеский шарж на художника Илью Кабакова
Дружеский шарж на художника Илью Кабакова
Дружеский шарж на художника Евгения Монина, 70-е годы
Дружеский шарж на художника Евгения Монина, 70-е г...
Дружеский шарж на художника Валерия Дмитрюка, 1986 г.
Дружеский шарж на художника Валерия Дмитрюка, 1986...
Рисунки с натуры, 70-е годы «На автобусной остановке»
Рисунки с натуры, 70-е годы «На автобусной останов...
Рисунки с натуры, 70-е годы «Соседи»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Соседи»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Парень из Переславля»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Парень из Переславля»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Тётя Дуня»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Тётя Дуня»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Художница»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Художница»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Портрет соседа»
Рисунки с натуры, 70-е годы «Портрет соседа»
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы
Из серии «Абракадабры», 70-е годы

04

  Галерея 04

Планируя большую юбилейную выставку, как признание в любви Виктору Александровичу Чижикову, мы ставили себе цель рассказать о нём не только как о художнике, но и как о человеке. А человек он был замечательный – добрый, искренний, благородный. Он умел дружить, умел помнить и делать добро.

Нажмите для увеличения

Очень верно сказала про Виктора Чижикова писатель Марина Москвина:

«Когда Чижиков появлялся на горизонте, ты чувствовал, что над городом восходит солнце и ласково согревает тебя своими лучами».

С этим согласятся все, кто знал художника.

А для тех, кто не был лично знаком с Виктором Чижиковым, а просто любит его книги, мы, с разрешения его жены Зинаиды Сергеевны, откроем доступ в семейный архив.

Многие экспонаты этой части выставки сопровождаются текстами из мемуаров Виктора Александровича.
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива
Из семейного архива

 

 

1

  Галерея 01

Книжная иллюстрация была главным делом жизни Виктора Чижикова. С годами творческая манера его менялась и усложнялась, но неизменным оставалось его блестящее чувство юмора и удивительная способность «влезть в шкуру» своего героя: пирата, крокодила, кота - почувствовать и выразить то, что чувствуют они.

Виктор Чижиков считал, что иллюстрация в детской книге вправе играть любую роль - учить, веселить, развлекать, пояснять, но не пугать и не врать. «Детство должно быть безмятежным» - говорил художник. Сказочные злодеи у него могут вопить и драться, но делают они это все не страшно, а смешно.

Нажмите для увеличения

К своему делу Виктор Александрович относился серьезно и даже строго, не признавал халтуру. Однажды, увидев в детской книжке осла с раздвоенными копытами, он страшно возмутился и сказал: «Если ты детский художник, то не ври, пожалуйста, без крайней нужды. Ослиное копыто можно найти в любой энциклопедии!»

Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», 1966
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Борис Заходер «Волчья песня», 1970
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Корней Чуковский «Доктор Айболит», 1976
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Сергей Михалков «Трусохвостик», 1988
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Меховой интернат», 1989
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1992
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», 1994
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из П...
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», 1994
Эдуард Успенский «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из П...
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», 1995
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998
Сергей Михалков «Три поросенка», 1998